Для успешного старта в любом виде бизнеса нужны либо немалый стартовый капитал, либо связи. Тем не менее существуют ниши, в которых, начав с оказания не требующих больших затрат посреднических услуг, можно выйти на стабильно высокие доходы. К таким видам бизнеса относятся, например, недвижимость, PR и реклама. Проследим один из вариантов, как открыть рекламное агентство, затратив на старте минимум средств, но обладая настойчивостью и умением находить новые нестандартные эффективные решения.
Аксиома, утверждающая, что реклама – двигатель торговли, известна даже далеким от маркетинга и PR людям. Коль скоро торговля является сутью любого бизнеса, спрос на специалистов по рекламе будет всегда. Причем, при росте рынка рекламы со скоростью около 30% в год, темпы роста потребителя рекламы, рынка товаров и услуг, значительно выше.
С чего начать
Итак, для начала можно открыть рекламное агентство всего из двух штатных сотрудников, включая руководителя, которое разместится в вашей квартире, но будет способно охватить полный цикл услуг – так называемый full servise:
- креатив – создание интеллектуального продукта
- производство
- размещение
Информацию о том, что штат вашей фирмы столь немногочислен, не стоит скрывать от клиентов: ведь дизайнеры и копирайтеры работают обычно на своих компьютерах удаленно, а типография тоже вполне может располагаться за пределами компании. Первыми клиентами вашего вновь открытого агентства будет мелкий бизнес, а именно салоны красоты, разные торговые компании, интернет-магазины, фитнес-клубы и т. д. Для них вы будете создавать фирменный стиль, веб-сайты, сувенирную продукцию, другие представительские материалы, а затем размещать этот продукт на местном кабельном телевидении и в местных СМИ.
Этапы развития
Вырастая вместе с вами, мелкие клиенты постепенно будут переходить на обслуживание в более крупные компании и это нормально. Дело в том, что невозможно открыть рекламное агентство и достичь успеха, обслуживая только мелкий бизнес. На старте, работая для маленьких компаний-рекламодателей, вы:
- создадите первое портфолио работ;
- наладите связи с партнерами;
- начнете формирование собственной базы клиентов.
По мере роста клиентской базы вам придется увеличивать и собственный штат: компания со слишком большим штатом удаленных внештатных сотрудников теряет управляемость. На этом этапе уже потребуется открыть рекламное агентство в арендованном для этого помещении, закупить необходимую оргтехнику и нанять штат постоянных сотрудников. При ежемесячных расходах на оплату аренды помещения, зарплату штатным сотрудникам и выплату налогов рекламный бизнес за счет мелких рекламодателей становится нерентабельным.
Работа с персоналом
Чтобы привлечь в свой не так давно открытый бизнес солидных заказчиков и зарабатывать ежемесячно сотни тысяч рублей, в первую очередь необходимо найти и пригласить на работу несколько опытных специалистов. Причем, речь даже не о креативщиках, а об опытных менеджерах по размещению рекламы со связями в СМИ.
Под опытом менеджера в данном случае подразумевается его умение договориться, например, с типографией о скидке в 10-25% на полиграфические услуги, а со СМИ – о размещении рекламного продукта со скидкой 15-30%. Особенности рекламного бизнеса таковы, что 70% своих доходов агентства зарабатывают за счет скидок на производство и размещение рекламного продукта и только 30% приходится на креатив. Таким образом, для продвижения работы дизайнера и копирайтера нужны четыре-пять менеджеров, которые сумеют привлечь необходимое количество достойных заказов, курировать каждый проект и выгодно разместить его в СМИ.
Чтобы подсчитать, сколько стоит открыть рекламное агентство, необходимо, опуская первый этап старта с собственного компьютера в своей квартире, подсчитать стоимость аренды помещения, офисной мебели, оргтехники и зарплату персонала в первый месяц работы. В зависимости от региона и объема рынка конкретного города, эта сумма может составить от 100 тыс. рублей до 1 млн. Срок окупаемости затрат составляет не менее 3-х, но и не более 12-ти месяцев, в зависимости от первоначальной суммы.
Рентабельность рекламного бизнеса колеблется в пределах 10-30%, а размеры ежемесячных доходов рекламного агентства во многом зависят от реалий конкретного города, а именно от того как часто и в каких размерах придется «благодарить» СМИ за получение заказа на размещение рекламы. В среднем по России агентское вознаграждение составляет 10-15% от стоимости заказа.